220117, г. Минск, ул. Голубева, 29 Тел./факс: (017) 207-95-26, 207-95-26 gymn10@minsk.edu.by

Родителям будущих первоклассников

 Список школьных принадлежностей для первого класса

  1. Шариковые ручки, простые карандаши ТМ, ластик.
  2. Цветные карандаши (Проверить качество!), фломастеры, гуашь, кисточки
  3. Пластилин, набор стеков, доска для работы с пластилином, фланелевая ткань (20см х20см).
  4. Клей ПВА, кисточка для клея, клеящий карандаш, ножницы. 
  5. Наборы цветной бумаги, картона. (А4)
  6. Папка для тетрадей, блок для рисования (не альбом).
  7. Форма для уроков физкультуры. для зала: майка, шорты, носки( гольфы), чешки(полукеды), мешочек тканевый для спортивной формы; для улицы:  майка, спортивный костюм, кеды(кроссовки). Цвет значения не имеет.
  8. Форма школьной одежды – деловой стиль.

Необходимо поощрять каждое маленькое и большое достижение вашего малыша. Дело в том, что особенно в возрасте 6-10 лет дети ориентированы на реакцию взрослых. Они очень чутко отзываются на похвалу или порицание родителей, учителя, стараются привлечь к себе внимание, почувствовать себя нужными, любимыми и хорошими.  Поэтому для пап и мам, бабушек и дедушек это реальный рычаг для поддержания и повышения интереса к школе и обучению.

Чтобы кроме внешних атрибутов школьной жизни (портфель, тетради, учебники и т.п.) появилось внутреннее ощущение перехода в новое качество «ученик», необходимо отношение взрослых к поступлению в школу как к ответственному, серьёзному шагу ребёнка («Ты теперь ученик, большой мальчик, у тебя новые, серьёзные обязанности»). Конечно, ваш ребенок будет продолжать играть и в куклы, и в машинки, но нужно давать установку на «взросление». А это не только новые обязанности, но и новые возможности, более сложные поручения и определённая самостоятельность. Контроль необходим, но всё же постарайтесь дать возможность вашему первокласснику «подрасти» в своём мироощущении, почувствовать себя старше.

У каждой личности должно быть своё пространство. Если у ребёнка нет своей комнаты, нужно организовать рабочее место.

Пожалуйста, дорогие родители, не переусердствуйте в выполнении домашних заданий. Дети в возрасте 6-7 лет должны заниматься не более получаса, далее нужно делать перерыв не менее 15 минут. Количество не всегда переходит в качество! Кроме того, длительным написанием палочек и крючков можно надолго отбить охоту к учёбе.

Памятка родителям первоклассников

Избегайте чрезмерных требований. Не спрашивайте с ребенка все и сразу. Ваши требования должны соответствовать уровню развития его навыков и познавательных способностей. Не забывайте, что такие важные и нужные качества, как прилежание, аккуратность, ответственность не формируются сразу. Ребенок пока ещё только учиться управлять собой и организовывать свою деятельность. Не пугайте ребенка трудностями и неудачами в школе, чтобы не воспитать в нем ненужную неуверенность в себе.

  1. Предоставьте ребенку право на ошибку. Каждый человек время от времени ошибается, и ребенок здесь не является исключением. Важно, чтобы он не боялся ошибок, а умел их исправить. В противном случае у ребенка сформируется убеждение, что он ничего не может. 
  2. Помогая ребенку выполнять задание, не вмешивайтесь во все, что он делает. Дайте ему возможность добиться выполнения задания самостоятельно.
  3. Приучайте ребенка содержать в порядке свои вещи и школьные принадлежности.
  4. Хорошие манеры ребенка — зеркало семейных отношений.
  5. «Спасибо», «Извините», «Можно ли мне...», обращение к взрослому на «Вы», должны войти в речь ребенка до школы. Учите ребенка быть вежливым и спокойным в обращении и отношении к людям (и взрослым, и детям).
  6. Приучайте ребенка к самостоятельности в быту и навыкам самообслуживания.
  7. Чем больше ребенок может делать самостоятельно, тем более взрослым и уверенным в своих силах он будет себя чувствовать. Научите ребенка самостоятельно раздеваться и вешать свою одежду, застегивать пуговицы и молнии, завязывать шнурки, аккуратно есть и т.д.
  8. Не пропустите первые трудности в обучении. Обращайте внимание на любые затруднения, особенно если последние становятся систематическими. Все проблемы с учебой, поведением и здоровьем гораздо проще решить в самом начале. Не закрывайте глаза на проблемы, они все равно никуда не уйдут сами!
  9. На сегодняшний день одной из самых распространенных родительских ошибок является стремление вырастить вундеркинда. Еще до поступления в школу ребенка обучают большей части  учебной программы первого класса, и ему становится неинтересно на уроках. Конечно, родителям хочется,  чтобы их ребенок хорошо учился и вообще был «самым-самым». Однако, если Ваш ребенок действительно гений, то он все равно  проявит себя. А перегрузка ребенка занятиями может сказаться на его здоровье и желании учиться.     Подготовка ребенка к школе должна заключаться просто в его общем развитии – процессов внимания, памяти, мышления, восприятия, речи, моторики. Необходимо заниматься не закладыванием в ребенка различных знаний, а расширением его кругозора и представлений об окружающем мире. 
  10. Читая книжки, обязательно обсуждайте и пересказывайте прочитанное вместе с ребенком; учите его ясно выражать свои мысли. Тогда в школе у ребенка не будет проблем с устными ответами. Когда спрашиваете его о чем-либо, не довольствуйтесь ответом «да» или «нет», уточняйте, почему он так думает, помогайте довести свою мысль до конца. Приучайте последовательно рассказывать о произошедших событиях и анализировать их.
  11. Обязательно соблюдайте режим дня и прогулок! От этого зависит здоровье Вашего ребенка, а значит и его способность лучше и проще усваивать учебный материал! Здоровье – это база для всего развития ребенка, это количество его сил, которые он может потратить не перенапрягаясь, а, следовательно, и без разнообразных последствий (неусидчивость, раздражительность, обидчивость, частые простудные заболевания, слезливость, грубость, головные боли и т.д.). Особенно это касается тех детей, у которых с рождения присутствует повышенная нервная возбудимость, быстрая утомляемость или какие-либо неврологические осложнения. В таком случае правильный и четкий режим дня становится не только организующим, но и профилактическим средством против дальнейшего ослабления нервной системы.
  12. Не забывайте, что ребенок еще несколько лет будет продолжать играть (особенно это касается 6-леток). Ничего страшного в этом нет. Наоборот, в игре ребенок тоже учится. Лучше поиграйте вместе с ним и в процессе выучите какие-нибудь понятия (например: левый – правый).
  13. Ограничьте время нахождения Вашего ребёнка за телевизором и компьютером до 1 часа в день. Родители ошибочно полагают, что времяпрепровождение перед телевизором и за компьютером являются отдыхом или разгрузкой после напряжённого дня. В отличие от взрослых, оба этих занятия действуют возбуждающе на неокрепшую нервную систему ребёнка, в свою очередь, провоцируя повышенную утомляемость, двигательную активность, перевозбуждение, раздражительность и др.
  14. Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.
  15. Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.
  16. Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.
  17. Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения.
  18. Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.

Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.

С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.

Учение – это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.

Необходимые условия успешного воспитания и обучения в школе

Уважаемые родители!

  1. Организуйте, пожалуйста, уголок школьника, поддерживайте в нём порядок.
  2. Перед началом выполнения домашнего задания выключите радио, телевизор. Не мешайте детям излишними замечаниями, громкими разговорами.
  3. Не сидите с ребёнком за уроками, но ежедневно проверяйте их. Учите задания выполнять быстро, чётко, не отвлекаясь.
  4. Научите ребёнка обстоятельно готовиться к завтрашнему дню:
    • собрать школьные принадлежности ;
    • подготовить обувь, одежду.
  5. Рационально организуйте режим дня
  6. К делам детей относитесь внимательно, доброжелательно, но вместе с тем, будьте требовательны к результатам его деятельности.
  7. С самого начала учения вселяйте в детей веру и оптимизм: Неудачи временны. То, что не получилось сегодня, получится завтра. 

С приходом в школу ребенка ожидают две основные проблемы: смена социальной обстановки и связанные с ней психофизические нагрузки.

Дети, посещающие детский сад, легче адаптируются к новой социальной ситуации, им проще устанавливать и поддерживать контакт со сверстниками и взрослыми. Дети, которые в дошкольном возрасте воспитывались в домашних условиях, нередко бывают очень напряженными и стеснительными, испытывая при этом чрезмерные эмоциональные нагрузки.

Кроме того, начало школьного обучения совпадает с возрастным кризисом семи лет. Наиболее яркими симптомами переходного периода являются нарушение психического равновесия, неустойчивость настроения, капризность, обидчивость, конфликтность, раздражительность, агрессивность, ребенок с трудом поддается воспитательным воздействиям. Физиологической основой кризиса семи лет считается эндокринный сдвиг, сопровождающийся быстрым ростом тела, увеличением внутренних органов, вегетативной перестройкой, сменой зубов.

Все перечисленные трудности требуют большого терпения и чуткости со стороны взрослых. Пройти без осложнений все этапы развития детям помогает способность родителей проявлять гибкость в отношениях, вовремя перестраиваться под новый возрастной период. Если Ваш ребенок собирается в первый класс, прислушайтесь к советам педагогов и психологов.

  • Не относитесь к ребенку как к взрослому буквально с 1 сентября. Не требуйте от него немедленной ответственности за все, что касается его новой жизни. Сами регулируйте его свободное время и время для занятий дома.
  • Выполнение уроков также потребует Вашего участия, возможно, даже большего, чем Вы рассчитываете, ведь нагрузки первоклассников сейчас значительно выше, чем в Ваше школьное детство.
  • Следите, чтобы на выполнение школьных заданий не уходил весь досуг первоклассника. Свободное время он должен проводить интересно и активно.
  • Помните, что важным фактором формирования личностных качеств ребенка является воспитание родителей, но все же школа во многом определяет успешность человека, так как с первого класса формируются представления о жизни, навыки общения, закладываются и развиваются такие качества, как умение дружить, переживать неудачи, ориентироваться в сложных ситуациях. Авторитет педагогов у младших школьников очень велик, особо значимым человеком является первая учительница. Именно от нее зависит, полюбит школьник процесс учебы или будет относиться к нему, как к тяжелой повинности. Отношение учительницы скажется на самооценке ребенка, а это, как правило, сохраняется надолго.
  • Интересуйтесь не только полученными оценками, не уделяйте повышенное внимание расспросам о неудачном ответе или ошибке в задании. Узнавайте, как прошел день в целом, беседуйте с ребенком, акцентируя внимание на приятных событиях.
  • Расскажите учительнице об особенностях Вашего ребенка. Если о них будет известно заранее, многих конфликтных или стрессовых ситуаций удастся избежать.
  • Поощряйте школьную дружбу. В то же время, не вмешивайтесь в спорные ситуации и ссоры между Вашим ребенком и его друзьями, не пытайтесь привлечь их родителей. Детям во взрослой жизни понадобится умение самостоятельно разбираться в конфликтах.

Одним словом, Вам необходимо предоставить ребенку возможность всегда делать самому то, что он в состоянии сделать сам, и быть всегда рядом, когда ему нужны совет и помощь.        

И.о. заведующего отделением гигиены детей и подростков врач-гигиенист санитарно-эпидемиологического отдела государственного учреждения «Центр гигиены и эпидемиологии Московского района г.Минска» Помилёнок Кирилл Юрьевич

Ваш ребенок первый раз идет в школу. Это важное событие и в его, и в Вашей жизни. 1 сентября для первоклассника – это своеобразный выход в большой и неизведанный мир, который изменит его привычный до этого образ жизни.

Несомненно чень важно правильно подобрать ребенку такую необходимую школьную принадлежность как ранец.

Ассортимент школьных ранцев просто огромен, но покупать первый попавшийся на глаза портфель, который понравился вашему ребенку, не стоит. Ведь на самом деле, выбор школьного ранца – дело трудоемкое. Нужно учесть все обязательные требования и параметры к портфелю, чтобы он был удобным и функциональным.

По санитарным правилам школьный портфель должен отвечать гигиеническим требованиям, которые регламентируют: размер, вес, конструкцию, показатели санитарно-химической, токсикологической безопасности материалов.

Как отличить школьные сумки, рюкзаки и портфели:

Школьный ранец – это изделие с жестким корпусом и плечевыми ремнями, предназначенное для переноски школьных принадлежностей на спине. Имеет твердую спинку, поэтому поддерживает спину ребенка в прямом положении и не деформирует позвоночник, и поэтому является самым лучшим вариантов выбора;

Рюкзак  отличается от ранца отсутствием жесткого корпуса и уплотненной спинки, в результате чего его содержимое может оказывать на спину неравномерное давление;

Портфель – тот же ранец, но без плечевых ремней. Вместо этого портфель оснащен ручкой и переносится в руке;

Сумка может иметь жесткий или мягкий корпус и переноситься как в руке, так и на длинной лямке через плечо.

Какой размер портфеля должен быть у обучающихся начальных классов?

Размер ранца определяется путем примерки. Поэтому, без ребенка портфель покупать не стоит. Ширина ранца не должна превышать ширину плеч ребенка, верхний край не должен выходить за линию плеч, а нижний должен располагаться на уровне поясницы:

  • длина плечевого ремня, не менее - 600-700 мм;
  • а его ширина в верхней части (на протяжении 400-450 мм), не менее - 35-40 мм.

Какой должен быть вес у школьного ранца?

При выборе ранца нужно учитывать несколько факторов. Чем больше ранец соответствует ортопедическим требованиям, тем он тяжелее, но тем больший вес можно в нем переносить без вреда для здоровья. Ортопедический ранец весом в 1,25 кг для первоклассника лучше, чем мягкий рюкзак весом в 0,5 кг.

Безопасный для здоровья детей и подростков вес содержимого школьного рюкзака или портфеля не должен превышать

1-2 класс: 1,5 кг.

Для того, чтобы обеспечить условия безопасного использования ранца, необходимо строго соблюдать и постоянно контролировать вес ранца с ежедневными учебными комплектами. В качестве ориентировочного теста для проверки соответствия веса ранца с учебниками и тетрадями нормативным требованиям используется вычисление отношения веса ранца к весу ребенка. Оптимальное соотношение составляет 1:10. Такой подход учитывает и индивидуальные возможности ребенка. 

Каким должен быть сам ранец?

  • Ранец должен иметь достаточную формоустойчивость, обеспечивающую его полное прилегание к спине обучающегося и равномерное распределение веса. А для детей начальных классов ранцы обязательно должны быть снабжены формоустойчивой спинкой;
  • Портфели, школьные ранцы и аналогичные изделия для детей должны быть безопасны для здоровья детей и отвечать требованиям безопасности по органолептическим, санитарнохимическим, физико-гигиеническим и токсиколого-гигиеническим показателям;
  • Материал ранцев должен быть легким, прочным, с водоотталкивющим покрытием, удобным для чистки. Соприкасающиеся с кожными покровами учащихся конструктивные элементы ранцев, рюкзаков, портфелей не должны оказывать местного кожно-раздражающего действия. Материал, из которого изготовлены плечевые ремни, должен быть эластичным. При использовании жесткого материала рекомендуются специальные накладки.
  • Карманы: двух наружных и двух внутренних вполне достаточно. Если их меньше — не очень удобно размещать все принадлежности. А если карманов больше — подготовка к уроку занимает у ребёнка больше времени, а это отвлекает детей и не нравится учителям.
  • Застежки должны быть надёжными, чем проще, тем лучше. Идеальна — хорошая прочная молния.
  • Ручка: достаточной длины, прочная, в идеале — с уплотнителем.
  • Вставки из специальных светоотражающих материалов для безопасности перехода ребенка через проезжую часть.
  • Разумеется, все швы должны быть хорошо обработаны, а дно ранца должно быть сделано из непромокаемого материала, в идеале еще и с металлическими «ножками». 

Выбирая школьный портфель, необходимо обращать внимание не только на его красоту и яркость, но и на другие  качества. От этого зависит много факторов, а главное здоровье вашего ребенка.  

И.о. заведующего отделением гигиены детей и подростков врач-гигиенист санитарно-эпидемиологического отдела государственного учреждения «Центр гигиены и эпидемиологии Московского района г.Минска» Помилёнок Кирилл Юрьевич

Меню раздела