220117, г. Минск, ул. Голубева, 29 Тел./факс: (017) 207-95-26, 207-95-26 gymn10@minsk.edu.by

Научное общество учащихся

Движенью истина нужна,
Но если взвесить строго,
Важна не истина, важна
До истины дорога.
М. Дудин

Научное общество учащихся в нашей гимназии существует с 1995 года. Именно в этом году научно-методическим Советом гимназии принято Положение о НОУ, в котором были определены цели, задачи и направления работы этого общества.

Первым руководителем НОУ была Астащенко Оксана Вячеславовна, учитель химии. Она занималась организационными вопросами по проведению гимназических предметных олимпиад и научно-практических конференций.

С 1998 года руководителем НОУ стала Соколова Светлана Николаевна, учитель информатики. Семь лет она неустанно выполняля свою работу с одаренными детьми нашей гимназии. С 2006 года эстафету переняла Гоменюк Татьяна Петровна, учитель биологии. С 2007 годы руководителем НОУ стала Братченя Ирина Вячеславовна, учитель английского языка. С 2009 года снова возглавила Соколова Светлана Николаевна - инженер-программист. Она:

  • ведет строгий учет всех побед на олимпиадах и научно-практических конференциях всех уровней (от района до республики);
  • оказывает необходимую помощь в оформлении научно-исследовательских работ;
  • вовлекает все большее количество наших учащихся в телекоммуникационные Интернет-проекты и конкурсы.

Ежегодно составляется план работы НОУ, в котором отражены основные мероприятия, направленные на активное включение в научно-исследовательскую деятельность способных учеников  в соответствии с их научными интересами.

На первом заседании НОУ в сентябре проводится анализ работы НОУ за прошедший учебный год. Выбирается актив научного общества учащихся, состоящий из:

  • председателя (ученика 10-11 класса);
  • заместителя председателя;
  • руководителей секций:
    • общественно-гуманитарной, 
    • естественно-математической,
    • экологической,
    • лингвистической;
  • кураторов – научных руководителей.

Состав НОУ постоянно обновляется. Так в 2015-2016 учебном году в его состав входят 40 учеников нашей гимназии, которые принимают активное участие в предметных олимпиадах и научно-практических конференциях различного уровня, конкурсах, играх «Что? Где? Когда?», Интернет-проектах.

Лучшие учащиеся помещаются на «Аллею звёзд». Они являются нашей гордостью. С ними мы связываем свои надежды.

В нашей гимназии с 1997 года существует традиция – проводить научно-практические конференции учащихся. Они  ежегодно проводятся для того, чтобы:

  1. Выявить одаренных детей в гимназии, развить их творческие способности, расширить их кругозор в различных областях науки.
  2. Оказать поддержку и помощь конкурсантам в приобретении ими уверенности в защите своих работ.
  3. Отобрать лучшие работы для участия в районной конференции.
  4. Вовлечь более широкие массы учащихся в научно-исследовательскую работу. 

Материалы для подготовки к участию в конференции:

Общие положения

  1. Научное общество учащихся (НОУ) является самостоятельным форми­рованием, которое объединяет учащихся школы, способных к научному поиску, заинтересованных в повышении своего интеллектуального и культурного уровня, стремящихся к углублению знаний как по отдель­ным предметам, так и в области современных научных знаний.
  2. Непосредственное руководство научным обществом учащихся осуще­ствляет заместитель директора школы по научно-методической работе.
  3. Высшим органом НОУ является собрание. Общее собрание проводится в начале учебного года после того, как в школе изучены научные интересы учащихся и их отношение к научной деятельности. На нем утверждается совет НОУ, в который входит не менее 5—10 человек, определяется состав каждой секции, утверждается план  работы НОУ на год.
  4. Заседания совета НОУ проводятся 1 раз в месяц. Занятия в секциях проходят один раз в две недели.
  5. Научно-исследовательская конференция школы проводится 1 раз в год в декабре.

Цели и задачи научного общества учащихся

  1. Расширение кругозора учащихся в области достижений отечествен­ной и зарубежной науки.
  2. Выявление наиболее одаренных учащихся в разных областях науки и развитие их творческих способностей.
  3. Активное включение учащихся школы в процесс самообразования и саморазвития.
  4. Совершенствование умений и навыков самостоятельной работы уча­щихся, повышение уровня знаний и эрудиции в интересующих областях науки.
  5. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся для усовершенствования процесса обучения и профориентации.

Основные направления работы

  1. Включение в научно-исследовательскую деятельность способных учащихся в соответствии с их научными интересами.
  2. Обучение учащихся работе с научной литературой, формирование культуры научного исследования.
  3. Знакомство и сотрудничество с представителями науки в интере­сующей области знаний, оказание практической помощи учащимся в проведении экспериментальной и исследовательской работы.
  4. Организация индивидуальных консультаций промежуточного и итогового контроля в ходе научных исследований учащихся.
  5. Привлечение научных сил к руководству научными работами учащихся.
  6. Рецензирование научных работ учащихся при подготовке их к уча­стию в конкурсах и конференциях.
  7. Подготовка, организация и проведение научно-практических конфе­ренций, турниров, олимпиад.
  8. Редактирование и издание ученических научных сборников.

Структура научного общества учащихся

  1. Куратор НОУ (зам. директора по научно-методической работе).
  2. Руководитель НОУ.
  3. Председатель НОУ (ученик 10-11 класса).
  4. Руководители секций (общественно-гуманитарной, естественно-математической,  экологической, лингвистической).
  5. Руководитель интеллектуального клуба «Магик».
  6. Председатель учебного комитета.
Актуальность и значимость темы
  1. Определение объекта и предмета исследования
  2. Формулировка цели
  3. Определение задач в научном исследовании
  4. Исходная проектная гипотеза исследования (допущение, истина которого еще не доказана, но вероятна)
  5. Характеристика используемой литературы и первоисточников
  6. Четкость изложения выводов проделанного исследования. (Грамотное и логическое изложение материала)
  7. Наличие научного аппарата. (Исследовательский характер. Глубина разработки проблемы)
  8. Практическая значимость
  9. Артистизм защиты, ее презентабельность
  10. Уровень оформления работы:
    • Титульный лист, содержание, постановка задачи, методы решения, результаты проделанной работы, литература, приложения.
    • Наличие иллюстраций, таблиц диаграмм, схем.
  1. Объем школьной научной работы определяется количеством 25-30 печатных листов.
  2. Работа должна содержать:
  3. Титульный лист
  4. Оглавление
  5. Перечень условных обозначений (при необходимости)
  6. Введение
  7. Общая характеристика работы
  8. Основная часть, представленная главами
  9. Заключение
  10. Список используемых источников
  11. Приложение (при необходимости)
Структура защиты
(Время защиты 5-7 минут)
  1. Тема исследования (круг исследовательской работы).
  2. Актуальность темы (общественная значимость).
  3. Причина выбора темы (личная значимость).
  4. Объект исследования (область или пространство, в рамках которого находится то, что будет изучаться).
  5. Предмет исследования (конкретный предмет поиска).
  6. Гипотеза (допущение, истина которого еще не доказана, но вероятна).
  7. Проблема (обоснование необходимости изучения области исследования, разработка теоретической основы и практических действий, направленных на выявление вызывающих противоречия причин и их устранение).
  8. Цель (создание новой концепции решения той или иной актуальной проблемы, т.е. подтверждение гипотезы). 
  9. Задачи и методы исследования (выявление сущности, признаков и критериев изучаемого; обоснование основных путей решения проблемы; формулировка ведущих и корректирующих условий, обеспечивающих эффективность деятельности в исследовании).
  10. Характеристика глав.
  11. Историография проблемы.
  12. Основные выводы.

Меню раздела