Движенью истина нужна,
Но если взвесить строго,
Важна не истина, важна
До истины дорога.
М. Дудин
Научное общество учащихся в нашей гимназии существует с 1995 года. Именно в этом году научно-методическим Советом гимназии принято Положение о НОУ, в котором были определены цели, задачи и направления работы этого общества.
Первым руководителем НОУ была Астащенко Оксана Вячеславовна, учитель химии. Она занималась организационными вопросами по проведению гимназических предметных олимпиад и научно-практических конференций.
С 1998 года руководителем НОУ стала Соколова Светлана Николаевна, учитель информатики. Семь лет она неустанно выполняля свою работу с одаренными детьми нашей гимназии. С 2006 года эстафету переняла Гоменюк Татьяна Петровна, учитель биологии. С 2007 годы руководителем НОУ стала Братченя Ирина Вячеславовна, учитель английского языка. С 2009 года снова возглавила Соколова Светлана Николаевна - инженер-программист. Она:
-
ведет строгий учет всех побед на олимпиадах и научно-практических конференциях всех уровней (от района до республики);
-
оказывает необходимую помощь в оформлении научно-исследовательских работ;
-
вовлекает все большее количество наших учащихся в телекоммуникационные Интернет-проекты и конкурсы.
Ежегодно составляется план работы НОУ, в котором отражены основные мероприятия, направленные на активное включение в научно-исследовательскую деятельность способных учеников в соответствии с их научными интересами.
На первом заседании НОУ в сентябре проводится анализ работы НОУ за прошедший учебный год. Выбирается актив научного общества учащихся, состоящий из:
-
председателя (ученика 10-11 класса);
-
заместителя председателя;
-
руководителей секций:
-
общественно-гуманитарной,
-
естественно-математической,
-
экологической,
-
лингвистической;
-
кураторов – научных руководителей.
Состав НОУ постоянно обновляется. Так в 2015-2016 учебном году в его состав входят 40 учеников нашей гимназии, которые принимают активное участие в предметных олимпиадах и научно-практических конференциях различного уровня, конкурсах, играх «Что? Где? Когда?», Интернет-проектах.
Лучшие учащиеся помещаются на «Аллею звёзд». Они являются нашей гордостью. С ними мы связываем свои надежды.
В нашей гимназии с 1997 года существует традиция – проводить научно-практические конференции учащихся. Они ежегодно проводятся для того, чтобы:
-
Выявить одаренных детей в гимназии, развить их творческие способности, расширить их кругозор в различных областях науки.
-
Оказать поддержку и помощь конкурсантам в приобретении ими уверенности в защите своих работ.
-
Отобрать лучшие работы для участия в районной конференции.
-
Вовлечь более широкие массы учащихся в научно-исследовательскую работу.
Материалы для подготовки к участию в конференции:
Общие положения
-
Научное общество учащихся (НОУ) является самостоятельным формированием, которое объединяет учащихся школы, способных к научному поиску, заинтересованных в повышении своего интеллектуального и культурного уровня, стремящихся к углублению знаний как по отдельным предметам, так и в области современных научных знаний.
-
Непосредственное руководство научным обществом учащихся осуществляет заместитель директора школы по научно-методической работе.
-
Высшим органом НОУ является собрание. Общее собрание проводится в начале учебного года после того, как в школе изучены научные интересы учащихся и их отношение к научной деятельности. На нем утверждается совет НОУ, в который входит не менее 5—10 человек, определяется состав каждой секции, утверждается план работы НОУ на год.
-
Заседания совета НОУ проводятся 1 раз в месяц. Занятия в секциях проходят один раз в две недели.
-
Научно-исследовательская конференция школы проводится 1 раз в год в декабре.
Цели и задачи научного общества учащихся
-
Расширение кругозора учащихся в области достижений отечественной и зарубежной науки.
-
Выявление наиболее одаренных учащихся в разных областях науки и развитие их творческих способностей.
-
Активное включение учащихся школы в процесс самообразования и саморазвития.
-
Совершенствование умений и навыков самостоятельной работы учащихся, повышение уровня знаний и эрудиции в интересующих областях науки.
-
Организация научно-исследовательской деятельности учащихся для усовершенствования процесса обучения и профориентации.
Основные направления работы
-
Включение в научно-исследовательскую деятельность способных учащихся в соответствии с их научными интересами.
-
Обучение учащихся работе с научной литературой, формирование культуры научного исследования.
-
Знакомство и сотрудничество с представителями науки в интересующей области знаний, оказание практической помощи учащимся в проведении экспериментальной и исследовательской работы.
-
Организация индивидуальных консультаций промежуточного и итогового контроля в ходе научных исследований учащихся.
-
Привлечение научных сил к руководству научными работами учащихся.
-
Рецензирование научных работ учащихся при подготовке их к участию в конкурсах и конференциях.
-
Подготовка, организация и проведение научно-практических конференций, турниров, олимпиад.
-
Редактирование и издание ученических научных сборников.
Структура научного общества учащихся
-
Куратор НОУ (зам. директора по научно-методической работе).
-
Руководитель НОУ.
-
Председатель НОУ (ученик 10-11 класса).
-
Руководители секций (общественно-гуманитарной, естественно-математической, экологической, лингвистической).
-
Руководитель интеллектуального клуба «Магик».
-
Председатель учебного комитета.
Актуальность и значимость темы
-
Определение объекта и предмета исследования
-
Формулировка цели
-
Определение задач в научном исследовании
-
Исходная проектная гипотеза исследования (допущение, истина которого еще не доказана, но вероятна)
-
Характеристика используемой литературы и первоисточников
-
Четкость изложения выводов проделанного исследования. (Грамотное и логическое изложение материала)
-
Наличие научного аппарата. (Исследовательский характер. Глубина разработки проблемы)
-
Практическая значимость
-
Артистизм защиты, ее презентабельность
-
Уровень оформления работы:
-
Титульный лист, содержание, постановка задачи, методы решения, результаты проделанной работы, литература, приложения.
-
Наличие иллюстраций, таблиц диаграмм, схем.
-
Объем школьной научной работы определяется количеством 25-30 печатных листов.
-
Работа должна содержать:
-
Титульный лист
-
Оглавление
-
Перечень условных обозначений (при необходимости)
-
Введение
-
Общая характеристика работы
-
Основная часть, представленная главами
-
Заключение
-
Список используемых источников
-
Приложение (при необходимости)
Структура защиты
(Время защиты 5-7 минут)
-
Тема исследования (круг исследовательской работы).
-
Актуальность темы (общественная значимость).
-
Причина выбора темы (личная значимость).
-
Объект исследования (область или пространство, в рамках которого находится то, что будет изучаться).
-
Предмет исследования (конкретный предмет поиска).
-
Гипотеза (допущение, истина которого еще не доказана, но вероятна).
-
Проблема (обоснование необходимости изучения области исследования, разработка теоретической основы и практических действий, направленных на выявление вызывающих противоречия причин и их устранение).
-
Цель (создание новой концепции решения той или иной актуальной проблемы, т.е. подтверждение гипотезы).
-
Задачи и методы исследования (выявление сущности, признаков и критериев изучаемого; обоснование основных путей решения проблемы; формулировка ведущих и корректирующих условий, обеспечивающих эффективность деятельности в исследовании).
-
Характеристика глав.
-
Историография проблемы.
-
Основные выводы.