220117, г. Минск, ул. Голубева, 29 Тел./факс: (017) 342-95-26, 342-95-26 gymn10@minsk.edu.by
Версия для слабовидящих

Каникулы

В целях обеспечения безопасности и содержательного наполнения туристско-экскурсионных программ для обучающихся Министерство образования Республики Беларусь направляет информацию по организации туристско-экскурсионной деятельности с обучающимися учреждений образования.

В 2019/2020 учебном году, который проходит в нашей стране под знакомГода малой родины, необходимо активизировать проведение системной туристско-экскурсионной работы с обучающимися учреждений образования Республики Беларусь.

Министерство образования Республики Беларусь особое внимание уделяет содержательному наполнению экскурсионных программ для обучающихся. В настоящее время обновлен перечень экскурсионных объектов и туристических маршрутов, рекомендуемых для посещения обучающимися в ходе проведения учебных и факультативных занятий, воспитательных мероприятий с учетом содержания учебных программ по учебным предметам (далее – Перечень маршрутов), которым необходимо руководствоваться при выборе экскурсионных маршрутов для обучающихся. Данный Перечень маршрутов размещен на интернет-сайте учреждения образования «Республиканский центр экологии и краеведения» (далее – Республиканский центр) (rcеk.by), Национальном образовательном портале (аdu.by).

Кроме обзорных и тематических экскурсий по столице Республики Беларусь, областным центрам и объектам ЮНЕСКО, рекомендуется в Год малой родины уделить особое внимания региональным краеведческим экскурсиям по родному краю, местности, в которой живут школьники. Обращаем внимание, что при планировании маршрутов экскурсий необходимо учитывать возраст обучающихся.

При организации туров и экскурсий для обучающихся следует обращаться к заслуживающим доверие туроператорам и пользоваться услугами аттестованных экскурсоводов. На интернет-сайте Министерства спорта и туризма Республики Беларусь размещена разработанная Департаментом по туризму Памятка туристам, с которой рекомендуется ознакомиться перед обращением в туристические компании. Министерство образования Республики Беларусь напоминает, что при организации туристско-экскурсионной работы учреждениям образования рекомендовано обращаться за методической и организационной помощью в региональные учреждения дополнительного образования детей и молодежи туристско-краеведческого профиля. В настоящее время на территории Республики Беларусь работает 41 учреждение дополнительного образования детей и молодежи туристско-краеведческого профиля.

При организации туристско-экскурсионной работы с обучающимися следует учитывать, что алгоритм формирования и направления организованных групп, обучающихся для участия в туристских походах, турах и экскурсиях определен в письме Министерства образования Республики Беларусь от 19.11.2015 №21/6236/дс (размещен на интернет-сайте Республиканского центра rcеk.by).

Отмечаем, что для систематизации туристско-экскурсионной работы в 2019/2020 учебном году введен Дневник путешественника для обучающихся учреждений образования республики.

Несмотря на достаточно высокий уровень организации, экскурсионно-исследовательская деятельность детей сосредоточена преимущественно в населенном пункте либо микрорайоне проживания обучающихся. Кроме того, неоднократны случаи посещения учащимися одних и тех же объектов на протяжении ряда учебных лет. Это привело к необходимости расширения и упорядочения туристско-экскурсионной работы в учреждениях образования, обусловило разработку Дневника путешественника.

Дневник путешественника направлен на активизацию экскурсионно-исследовательской работы обучающихся учреждений образования, совершенствование форм организации исследовательской работы обучающихся в области краеведения, углубление знаний обучающихся по истории, культуре, географии, природному и духовному наследию родного края.

Дневник путешественника предназначен для фиксирования посещений экскурсионных объектов Беларуси. В его основу заложен разработанный Перечень маршрутов, однако предусмотрены поля для фиксирования иных краеведческих объектов.

Для подтверждения посещения объектов учащимся необходимо обеспечить документальное свидетельство нахождения на объекте: фотография на фоне достопримечательности, билет в местный музей и другое. При отсутствии возможности заполнения графы «Отметка о посещении» непосредственно на объекте (печать на территории посещаемого объекта, например, в учреждениях культуры) классный руководитель на основании документального свидетельства нахождения учащегося на объекте может поставить подпись в данной графе.

Экскурсионные объекты можно посещать как в составе организованных групп, так и самостоятельно: с родителями, с друзьями, с одноклассниками. Чтобы путешествие состоялось и было максимально удачным, оно должно быть подготовленным. Рекомендуем перед каждой экскурсионной поездкой подготовить информацию о точном местонахождении экскурсионных объектов и ближайших пунктах питания, владеть информацией о транспортном обслуживании населенных пунктов, соблюдать правила дорожного движения и тщательно продумывать каждое путешествие.

При организации туристско-экскурсионной деятельности обучающихся необходимо уделять особое внимание обеспечению безопасности. Обращаем внимание на неукоснительное соблюдение требований Директивы Президента Республики Беларусь от 11 мая 2015 года №1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины» (в редакции Указа № 420 от 12 октября 2015 г.), постановления Министерства образования Республики Беларусь от 17 июля 2007 г. № 35а «Об утверждении Инструкции об организации участия обучающихся учреждений образования в туристских походах и экскурсиях»; постановления Совета Министров Республики Беларусь от 30 июня 2008 г. № 972 «О некоторых вопросах автомобильных перевозок пассажиров»; постановления Совета Министров Республики Беларусь от 22 ноября 2014 г. № 1087 «О внесении дополнений и изменений в Правила автомобильных перевозок пассажиров» и др.

Для проверки знаний обучающихся после организованного посещения объектов области и республики, рекомендуем классным руководителям (учителям-предметникам, педагогам дополнительного образования) проводить итоговые мероприятия интерактивного характера. (Например, конкурс краеведов – увлекательные задания, решение которых требует «личного знакомства» с тем или иным экскурсионным объектом, реальной экскурсии по исследуемой территории, использования собственных исследовательских навыков, смекалки и креативност и др.)

Учреждениям образования целесообразно разработать план образовательных экскурсий, туристских походов на год, учитывая сроки изучения разделов учебных программ, юбилейные и праздничные даты, возрастные особенности учащихся, интересы и возможности учащихся и их законных представителей, и включить его в годовой план воспитательной и идеологической работы учреждения образования.

Классным руководителям при проведении родительских собраний следует акцентировать внимание на привитие у детей интереса к познанию окружающего мира, его истории, культуры, традиций; на классных и информационных часах обращать внимание детей на ценность и важность знания истории, культуры и географии своего региона и своей страны.

Обращаем внимание, что в 2019/2020 учебном году с целью массового вовлечения обучающихся в культурно-познавательную и исследовательскую деятельность, направленную на получение знаний об историко-культурных и природных достопримечательностях Беларуси, развитие детского и молодежного экскурсионного туризма, создание имиджа регионов как привлекательного культурно-познавательного, туристско-экскурсионного объекта проводится конкурс «Нататкі юнага вандроўніка».

В рамках конкурса обучающимися под руководством классных руководителей будут созданы культурно-познавательные, эколого- и туристско-экскурсионные маршруты с включением в маршруты музеев учреждений образования (информация о музеях представлена в сборниках: «Музеи боевой славы учреждений образования» (2015 г.), «Краеведческие музеи учреждений образования» (2017 г.), «Народные музеи учреждений образования Республики Беларусь» (2019 г.), в справочнике «Музеі ўстаноў адукацыі Рэспублікі Беларусь»), а также будут разработаны и созданы маршруты с использованием экскурсионных объектов, рекомендуемых Министерством образования для посещения обучающимися в рамках проведения учебных и факультативных занятий, внеклассных мероприятий. Данные маршруты разрабатываются после посещения экскурсионных объектов и внесения их в Дневник путешественника. Обучающимся необходимо будет создать отчетный материал о прохождении маршрута (фото, видео, записи встреч на маршруте, зарисовки и т.д.), который будет демонстрироваться через страницу проекта в социальной сети «Вконтакте».

Для анализа включенности учащихся в экскурсионно-исследовательскую деятельность классные руководители раз в четверть проверяют его заполнение. Рекомендуем администрации учреждений образования по итогам учебного года отмечать грамотой либо дипломом наиболее активных участников экскурсионно-исследовательской деятельности, а также находить другие способы стимулирования экскурсионно-исследовательской деятельности педагогов и учащихся, выявленных на основании Дневников путешествен

Меню раздела