220117, г. Минск, ул. Голубева, 29 Тел./факс: (017) 207-95-26, 207-95-26 gymn10@minsk.edu.by

Правописание о, ё после шипящих в корне слова

Использование приемов театральной педагогики
как средство развития творческих способностей обучающихся

 Квятинская Т.А., учитель русского языка и литературы
ГУО «Гимназия № 10 г.Минска»,
победитель городского конкурса профессионального мастерства
«Столичный учитель – столичному образованию» 2014
в номинации «Разумное, доброе, вечное!»

 

«Творческая личность», «творческий подход», «думать творчески», «проявление творчества»…Эти понятия в современном обществе являются показателями профессионализма, высокой квалификации.

Именно в творчестве находится источник самореализации и саморазвития личности, умеющей анализировать возникающие проблемы, устанавливать системные связи, выявлять противоречия, находить их оптимальные решения.

Использование на уроках приёмов театральной педагогики помогает сделать урок не только интересным, но и позволяет раскрыть внутренний потенциал учащихся и их творческих способностей.

На своих уроках я стараюсь использовать различные приёмы театральной педагогики, но особое внимание уделяю инсценированию лингвистической сказки при объяснении нового материала. Это особенно актуально в 5-6 классах, когда дети не могут долго слушать объяснения учителя, подолгу писать: внимание многих недостаточно устойчиво. Инсценирование помогает «оживить» теоретические, абстрактные правила учебника, подавая новый  материал через конкретные, а часто даже через визуальные образы героев лингвистических сказок. Главное - организовать работу на уроке так, чтобы каждый учащийся соотносил «сказочный»  материал с теоретическим материалом учебника. Здесь важным и необходимым условием является постановка проблемного вопроса, на который необходимо ответить после инсценировки. Полезно сопровождать каждую лингвистическую сказку языковыми иллюстрациями. Так включаются в работу различные виды внимания и памяти. К тому же рисунки часто носят схематический характер, а это способствует развитию логического мышления. Всё это ведёт к прочному усвоению материала.

Разработка урока русского языка в 5 классе

Тема: Правописание о, ё после шипящих в корне слова

Цель урока:

  • Образовательная: создать условия для  понимания и усвоения правила правописания о, ё после шипящих в корне слова,  обеспечить отработку умения грамотно писать и объяснять данную орфограмму.
  • Развивающая: создать условия для развития умения сравнивать, анализировать, строить аналогии; способствовать развитию коммуникативных компетенций, обогащать словарный запас.
  • Воспитательная:  продолжить формирование познавательной активности, культуры общения, интереса к изучению русского языка.

Тип урока: урок усвоения нового материала (по Ю.А. Конаржевскому)

Методы: методы стимулирования и мотивации учения, методы организации и осуществления учебных действий и операций, методы контроля и самоконтроля.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, парная, индивидуальная, коллективная.

Ход урока

  1. Организационный этап

Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку. Организация внимания. Создание эмоционально - психологической установки: слово учителя о добре.

- Когда люди встечаются, они говорят: «Добрый день». Отправляясь в путешествие, мы  желаем друг другу  доброго пути. Наш урок - это тоже путешествие. Путешествие в мир знаний. И здесь нас ждёт много открытий. Давайте их сделаем вместе. Итак, в добрый путь!

  1. Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению знаний

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ (через проблемную ситуацию)

- Мы продолжаем совершенствовать навыки грамотного письма. На прошлом уроке вы говорили о правописании безударных гласных в корне  слова.  Как вы проверяли безударную гласную в корне слова?

- Но у нас может возникнуть трудность и в написании гласной, находящейся под ударением. Посмотрим на транскрипцию слов

[ШОРАХ]            [ШОПАТ]

А теперь обратим внимание на написание слов

ШОРОХ              ШЁПОТ

- Что мы видим? ( Произношение отличается от правописания)

- Правописание какой буквы мы будем изучать на уроке? (0-Ё)

- Обратили ли внимание после какой согласной находятся эти буквы?  (После Ш)

- Как называются согласные, которые «шипят»? (Шипящие)

- Давайте назовём их ( ж, ш, ч, щ)

- В какой части слова у нас возникло затруднение? ( В корне слова)

- А теперь мы можем сформулировать тему, с которой будем знакомиться на уроке.

Правописание о, ё после шипящих в корне слова

- Для чего нам надо знать эту тему? (Чтобы научиться видеть орфограмму и её опознавательные признаки, грамотно писать) 

3. Актуализация опорных знаний

- Прежде чем приступить к изучению новой темы, нам необходимо вспомнить некоторые определения. (Здесь использую приём «Шапка вопросов»). Из шапки вы будете доставать вопросы, в которых зашифрованы определённые понятия. Вам необходимо их узнать.

1. Система правил о написании слов и их частей, о слитных, дефисных и раздельных написаниях слов, об употреблении прописных и строчных букв, о переносе слов с одной строки на другую. (Орфография)

2. Раздел науки о языке, который изучает звуки речи, их чередование, слог, ударение, интонацию. (Фонетика)

3. Написание, требующее применения орфографического правила или обращения к словарю. (Орфограмма)

4. Как называется словарь, по которому мы проверяем правильность написания слова? (Орфографический словарь)

5. Назовите способы проверки безударных гласных в корне слова. (Подбор однокоренных слов, изменение формы слова). 

4. Этап усвоения новых знаний

Постановка проблемного вопроса

В чём причина спора Фонетики и Орфографии?

Инсценирование лингвистической сказки «Приключения дерзкой Ё» 

Автор: Это случилось давным-давно в стране «Орфография». Писатель и историк Николай Михайлович Карамзин издал второй том альманаха стихов «Ланиды», в котором впервые использовал букву Ё. Поняла Ё, что она нужна, и решила во что бы то ни стало попасть в алфавит. И обратилась к королеве Орфографии.

Ё: Я, новорожденная буква, требую, чтобы Вы пересмотрели закон Орфографической Федерации и зачислили меня в состав русского алфавита.

Орфография:  А что ты умеешь?

Ё: Ну, вот посмотрите, Ваше Величество! Раньше до меня для обозначения ударного О после мягких согласных ничего не было. Потом стали использовать диограф. Но согласитесь, меня употреблять гораздо проще и удобнее, чем этот громоздкий диограф.

Орфография: Ну, хорошо. Я сделаю, как ты хочешь. Повелеваю, чтобы букву Ё поставили в алфавите  м-м-м… после Е, потому что уж очень они схожи. Только  учти, что помогать устраиваться в словах я тебе не буду.

Автор: Внесла королева поправку и отправила Ё искать своё место в русском языке.  Служила она сначала исправно. А потом подумала:

Ё: Почему после шипящих под ударением пишется О? Ведь она тоже ударная! Чем же я хуже?! Почему [чорный] пишется с О, а чернеть – с Е?

О: Это правило Фонетики. Что слышу, то и пишу.

Ё: А почему мы, независимый город, должны жить по законам Фонетики? Я вот что хочу сказать. Берём слово [жолтый] и родственный ему глагол желтеть. В прилагательном пишется О, а в существительном – Е. Где логика?

Фонетика: Логику, уважаемая, Вы найдёте в стране Математика. А здесь работает мой принцип – что слышу, то и пишу.

Ё: Точно. Но у Орфографии есть ещё один принцип: безударную гласную в корне слова проверять однокоренным словом с этой гласной под ударением, так?

Орфография: Так

Ё: Тогда почему в «чернеть» Е, когда слышится И? И почему у Вас в [жолудь] пишется о, когда во множественном числе  слово «желудей» произносится пишется с «е», а произносится эта буква, как «ы»? Да я приведу сотни таких примеров с непонятными чередованиями! Чем Вы эти случаи объясните?

Орфография: Хорошо, хорошо. Но есть слова, в которых нет чередований. И их много. Они не могут быть исключением, потому что их нереально запомнить

Ё: Всё очень просто: В словах, где таких чередований нет, будет, как и раньше, писаться О. Так же с О будут писаться заимствованные, то есть иноязычные слова. Ну-с, к чему ещё придерётесь, уважаемый фонетический принцип?

Фонетика: Согласен на Вашу поправку.

Ё: Дорогая О,  хочу Вам сообщить, что в закон была внесена поправка, касающаяся Вас. Теперь правило звучит так:

В корне слова после Ж, Ч, Ш, Щ  пишется Ё, если есть чередование с Е.

Чёрный- чернеть, жёлтый- желтеть, жёлудь- желудей.

Ваше же место с этих пор только в иноязычных словах и в словах, где нет чередования с Е.

Автор: Невозмутимая О молча развернулась и ушла. А на её место встала самодовольная Ё. Так и стоит до сих пор назло Фонетическому Принципу.

Ответ на проблемный вопрос

Составление алгоритма по карточкам (парная работа)

 Выясни, в какой части слова находится орфограмма

 Если в корне, то чередуется ли  Е с Ё в родственных словах?

                     ДА ----------------Ё,  НЕТ--------------О

Помни исключения и иноязычные слова !

(чтобы лучше запомнить, произнесите с разной интонацией :         весело, грустно, строго)

 Шоколад, шофёр, крыжовник,

Шов, шоссе, обжора, шорник,

Капюшон, жокей, чащоба,

Шорох, чопорный, трущоба.

Физкультминутка

  1. Этап закрепления новых знаний

Работа с учебником (чтение правила)

Упр. 50 (выполняется письменно у доски)

Распределить слова по столбикам таблицы (парная работа)

Ё в корне слова под ударением

О  в окончаниях под ударением

О  в суффиксах под ударением

Иноязычные слова

Слова-исключения

жёлудь
шёлк
чёрный

ключом
ножом
плечо

девчонка
кружок
бочонок
шоссе
жокей
капюшон
шорох
шорник
чопорный

6. Этап информирования учащихся о домашнем задании и инструкция по его выполнению

Упр. 54, параграф 6 

7. Подведение итогов урока. Выставление отметок. Рефлексия.

- С какой темой мы сегодня познакомились на уроке?

- Что нового вы узнали?

- Всем ли понятна тема?

- Запишите по данной теме вопрос, который бы вы хотели задать своим одноклассникам и положите его в «шапку вопросов». Следующий урок мы начнём с ваших вопросов.

- Сегодня наше путешествие в мир знаний закончено. Но впереди нас ждёт много новых открытий!

Меню раздела