220117, г. Минск, ул. Голубева, 29 Тел./факс: (017) 207-95-26, 207-95-26 gymn10@minsk.edu.by

Познать себя

ПОЗНАТЬ СЕБЯ – ЗНАЧИТ ПОЗНАТЬ ЦЕЛЫЙ МИР
Квятинская Татьяна Анатольевна,
учитель русского языка и литературы
гимназии № 10 г.Минска

Стремительно развивающийся современный мир предъявляет высокие требования к выпускникам школы. Чтобы быть успешными во взрослой жизни, недостаточно обладать академическими знаниями и умениями. Учащиесядолжны уметь находить решения в нестандартных жизненных ситуациях, иметь способность открывать новое, глубоко осознавать свой жизненный опыт.

Это и есть творчество. Именно в творчестве находится источник самореализации и саморазвития личности, умеющей анализировать возникающие проблемы, устанавливать системные связи, выявлять противоречия, находить их оптимальные решения.

Использование на уроках  русской литературы приёмов театральной педагогики помогает сделать урок не только интересным, но и позволяет раскрыть внутренний потенциал учащихся. Именно личностное развитие учащихся, их успешная социализация является одним из основных показателей эффективной воспитательной деятельности.

Я предлагаю такую систему приёмов театрализации, которые предусматривают поэтапный ход работы с последовательным усложнением деятельности учащихся и увеличением объёма знаний от этапа к этапу (приложение 1).

1. На первом этапе основной канавой учебной деятельности становится материал сказок (5 класс). На данном этапе  использую следующие приёмы театрализации:

«Пишу по воздуху». Сущность данного приёма заключается в том, что при проверке первичного восприятия текста предлагаю, используя мимику и жесты, описать героев сказки. Данный приём помогает включить в работу даже самых неактивных учащихся, так как снимает внутренние зажимы и позволяет проявить индивидуальность.

«Шапка вопросов».  После прочтения сказки предлагаю две шапки. В одной находятся вопросы, которые учащиеся продумывают для проверки знания текста. Во второй – вопросы, выясняющие впечатление от произведения, суждения о персонажах. Этот приём развивает мышление учащихся, учит анализировать характер и поступки героев, воспитывает самостоятельность суждений.

«Озвучивание иллюстраций». Для озвучивания выбираю иллюстрации, помещённые на форзаце учебника, или предлагаю учащимся самим нарисовать понравившиеся сцены. Данный приём позволяет учащимся поработать в группе, самостоятельно выбирая  то задание, которое соответствует его индивидуальности.

«Кто я?» Этот приём хорошо использовать, когда изучено несколько авторских сказок. Учащийся в костюме персонажа рассказывает о нём. Остальные угадывают, кто он и кто автор сказки. Здесь оценивается умение войти в образ, передать характер персонажа, умение представить писателя. Этот приём стимулирует воображение, фантазию, обогащает учащихся художественными средствами передачи образа.

2. На втором этапе доминантой являются эпические произведения (6-7 классы).  При изучении эпических произведений важно не подавить индивидуальность, навязывая общепринятые нормы, а прийти к полному пониманию замысла автора. В этом помогут следующие приёмы:

Создание «актерских» интерпретаций.  Задача этого приема – через внешнее проявление показать  внутреннюю суть образа.  Учащиеся ставят себя на место героев и соотносят собственное видение с авторским замыслом. Здесь важно разобрать те качества, которыми обладает литературный герой, и продумать, как учащийся-актёр будет воплощать их на сцене. В результате расширяются рамки анализа и интерпретации литературных героев, что способствует пониманию их мыслей и поступков.

Создание афиши. При создании афиши важно учесть, что она должна воздействовать на зрителя мгновенно. Этому будет способствовать яркий заголовок, точность и краткость формулировок.

Данный приём помогает вовлечь в коллективную деятельность тех учащихся, которые имеют нестандартное видение и готовы отстаивать свою позицию.

Составление сценария. Для составления сценария необходимо выбрать эпизод. Анализ эпизода эпического произведения требует более глубокого и пристального всматривания в литературное произведение.    Учащиеся выбирают из текста наиболее существенные, выразительные детали и  демонстрируют готовность к собственной интерпретации эпического текста. Это совершенствует аналитические способности учащихся, ведёт их к пониманию авторской позиции.

3. Следующий этап – это работа с драматургическим текстом (8-10 классы). Драматические произведения требуют особого внимания и размышления. Здесь необходимы такие приёмы, которые,  отвечая художественной специфике драмы, облегчали бы ее освоение в единстве формы и содержания.

Театрализация - методический прием, предполагающий введение в урок заранее подготовленных элементов театрального действия.  Цель подобных учебных занятий – углубленное понимание самого произведения с помощью имитации определенных жизненных ситуаций, поскольку это и есть видение реальной жизни учащимися.

Режиссерский комментарий. Здесь возможна как групповая, так и индивидуальная форма работы. Важно чётко определить идею спектакля, характер действующих лиц, декорации, костюмы, музыкальное оформление.

Сценическо-игровые упражнения. Этот приём помогает понять характер персонажей. Здесь важен  внешний облик героя и его внутреннее состояние. Необходимо представить ситуацию,  в которой будет действовать  герой. От событийного контекста многое зависит: внешний вид, манера подачи, активная лексика. Надо попытаться растворить себя в образе героя, примерить на себя его личностные черты.

Театральное видение пьесы – прием изучения драматического произведения, при котором работа над пьесой ведется в виде деловой игры – создание воображаемого спектакля. В процессе игры делается режиссерский комментарий, проводятся пробы на роль, выявляется идейно-художественное своеобразие пьесы.

Использование данных приёмов позволяет создать эстетические установки мировосприятия учащихся, расширяет мыслительно-познавательный интерес к процессу обучения.

На четвёртом этапе разворачивается работа с современной, часто авторской одноактной драматургией(11 класс).

Один из наиболее интересных приёмов на этом этапе – «Драма. Импровизация. Дилемма». В основе его лежит актуализация детских проблем, постановка-разыгрывание ситуаций, в которых проявляется эта проблема, и доигрывание различных вариантов выхода из сложившейся ситуации ребятами.

Этот приём помогает освободиться от внутренних зажимов, воплотить через игру несбывшиеся идеи и мечты, поверить в себя. Здесь приобретаются навыки публичного выступления и решения конфликтов.

Всё это создаёт условия для воспитания культуры самопознания, формируется потребность и в саморазвитии, и в социальном взаимодействии.

 

Меню раздела