220117, г. Минск, ул. Голубева, 29 Тел./факс: (017) 207-95-26, 207-95-26 gymn10@minsk.edu.by

Конкурс эссе

Победители конкурса на лучшее эссе среди учащихся 9-11 классов

Существующее в рассудке и для него

Что же за профессия такая - писатель? Многого ли стоят мысли, выплеснутые на бумагу? Кто-то верит, что это люди, которые открывают нам истину. Но истина неуловима, её невозможно написать, как мы пишем портрет или этюд. Что-то всегда будет утеряно. «Доброе слово - тоже дело», - сказал герой романа Ивана Сергеевича Тургенева. Так ли это? Из Википедии я узнаю, что Тургенев выступает против праздно болтающих людей сороковых годов, но мне кажется, что автор очень осторожно пытается привить своему читателю мысль о том, что умственный труд может стоять на одном уровне с любым другим и приносить плоды даже большие, чем ожидалось. Но всё-таки слово немного значит без поступка, как и действие - без стоящей за ним идеи.

Люди, способные повести за собой не только красивыми и правильными словами, но и личным примером, достойны восхищения. Одним из них является великий русский классик, автор романов, обжигающих своими образами, живущих в сердцах многих людей - Иван Тургенев. Иван Сергеевич прочно вошёл в классику русской литературы. В его произведениях часто встречаются мотивы свободы. Это и свобода от крепостного права, и возможность высказывать свои мысли, и внутренняя свобода. Писатель мечтает о мире, где каждый находит своё единственно верное место и живёт в гармонии с обществом, постоянно улучшая его своей работой. Тургеневу глубоко неприятна система, в которой страдают, не смирившись с несправедливостью, честные и умные люди. Вместе с этим автор не добавляет ни одного слова неправды, не приукрашивает действительность, и от этого становится ещё страшнее.

Очень часто литературные произведения являются отражением образов, пугающих писателя. В этом смысле каждый пишущий - Хаксли и Оруэлл в одном лице. Способствует этому и личный писательский стиль Тургенева. Он никогда не вдаётся в пространные рассуждения, описывая лишь раскрывающие персонажей детали. Как метко в романе "Рудин" он описал Пигасова - мелкого, озлобленного на весь мир, особенно на женщин, человека. Ивану Сергеевичу не надо писать "он был противным", автор просто показывает нам несколько случаев с Пигасовым, и мы невольно начинаем чувствовать отвращение к данному персонажу. Бессмысленные описания, где слова написаны ради слов - это не про Тургенева. Если в тексте появляется пейзаж, то он передаёт состояние героев, интерьеры говорят о внутреннем мире своих обитателей, а такие детали, как одежда, почерк и манера речи раскрывают характер. Теперь, выяснив, что форма, которую выбрал автор, практически идеальна для отражения реальности, давайте посмотрим, каким Тургенев показывает нам мир, что в нём высмеивает, и что воспевает. Самыми жалкими в его романах нам кажутся люди, для описания которых в английском языке есть замечательное слово: narrow-minded, которое можно перевести, как "зашоренные" или "ограниченные". В противовес им выступают протагонисты - те, что чувствуют глубоко и нежно, верят в человечность и человечество, используют данную им силу для того, чтобы сделать лучше жизнь других.

Как много стало другим в нашем мире с девятнадцатого века? Невообразимое количество вещей. Но какая-то часть осталась неизменной. Эти качества невозможно описать: они менялись вместе с человечеством. Мужественность и ум ещё со времён Олимпа, превратившиеся в милосердие и справедливость с рассветом христианства, образованность и красоту в средневековье, они трансформировались много раз, возможно, больше, чем мы можем себе вообразить, и те, кто имеет о них представление и умеет дать его другим, остаются в веках. Иван Сергеевич Тургенев искал ответы на многие вечные вопросы, и мы можем продолжить его дело прямо сейчас. Мы можем стать новыми Рудиными, взявшись за дело, начатое на заре человечества и угасшее вместе с ним.

Огнева Мария-Алиция, учащаяся 10 «В» класса

 

Имя

У каждого из нас в определенный период жизни появляется человек, который зажигает в сердце огонь, и уже никто не может его погасить. Эти чувства приходят неожиданно и накрывают с головой, словно волна во время сокрушительного шторма. Вот только горькая правда заключается в том, что мы не всегда можем прожить остаток жизни именно с тем самым человеком, после появления которого абсолютно все переворачивается на сто восемьдесят градусов.

И.С. Тургенев в своем произведении «Ася» знакомит нас с одним из главных героев – Н.Н. Однажды, когда ему было лет двадцать пять, придя на студенческую вечеринку, он познакомился в толпе с двумя русскими – молодым художником Гагиным и его сестрой Асей. Они начали близко общаться, и вскоре у девушки вспыхнули чувства к Н.Н. Придя к ней, он увидел, что она вся дрожит, и решил обнять Асю, но тут же вспомнил о Гагине и стал обвинять ее в том, что она все рассказала брату. Эти слова сильно ранили девушку, и она, не выдержав, расплакалась. Главный герой растерялся, не смог сказать ни слова. Это заставило Асю броситься к двери и исчезнуть. Только в этот момент к нему пришло осознание того, что он ее любит. Именно тогда в его сердце зажглось пламя чувств, искренних и настоящих, которые он еще никогда не испытывал. Герой метался по городу в поисках возлюбленной, повторяя, как сильно он ее любит. Не найдя Асю, Н.Н. отправился к дому Гагиных, где встретился с обеспокоенным Гагиным, ведь тот сообщил, что девушки все еще нет. Н.Н. принял твердое решение – прийти сюда на следующий день и просить руки Аси. Но судьба распорядилась иначе: вернувшись, главный герой встретил лишь служаку, которая сообщила ему об отъезде хозяев и передала записку от Гагина, в которой тот сообщил, что видит необходимость в разлуке, а позже он прочитал и записку от самой Аси, где она писала, что они больше никогда не увидятся.

Н.Н. не мог в это поверить. Нет! Нет!   Они не могли просто взять и уехать! Он винил себя, он ненавидел себя в тот момент! Боль, отчаяние, безысходность… Он решил во что бы то ни стало отыскать их, но, к сожалению, сделать это ему так и не удалось. Н.Н. знал многих женщин, но ни с одной из них он не испытывал то чувство, что разбудила в нем Ася. Он тосковал по ней всю оставшуюся жизнь, надеялся хотя бы раз еще встретить ее. В каждом прохожем искал родные черты, но повторной встречи не суждено было случиться.

Горько, не правда ли? Горько и до безумия больно осознавать тот факт, что человек, твой человек, который дал понять, что такое любовь, всё-таки разбил твое сердце, оставив среди осколков свое чертово имя, которое будет отдаваться глухим эхом всю оставшуюся жизнь.

Осмоловская Мария, учащаяся 10 «В» класса

 

Меню раздела